Стенд-тренажер "Автотормоза грузового вагона" (далее – стенд-тренажер) предназначен для профессиональной подготовки специалистов подразделений эксплуатационных депо по изучению состава и принципа действия пневматической схемы автотормозов грузового поезда (вагона), ознакомления с типовыми неисправностями тормозного оборудования и их влиянием на работу тормозной сети поезда, освоения приемов выполнения работ при техническом обслуживании и ремонте вагонов, изучения требований инструкций, руководств, приказов и распоряжений, а также для контроля уровня знаний.
Стенд-тренажер обеспечивает:
- формирование теоретических профессиональных знаний у специалистов эксплуатационных депо при организации эксплуатации, технического обслуживания тормозов подвижного состава;
- формирование и закрепление практических навыков осмотрщиков вагонов, операторов Пунктов технического осмотра вагонов (ПТО), машинистов локомотивных бригад в организации и выполнении действий при опробовании тормозов подвижного состава, с моделированием процесса взаимодействия специалистов при выполнении отдельных процедур в соответствии с порядком опробования автотормозов;
- подготовку специалистов в различных режимах: обучение и контроль знаний.
Основные технические характеристики структуры и содержание:
Стенд-тренажер оснащен:
- Мультимедийным обучающим курсом, содержащим информацию об общем устройстве, нормативных требованиях к узлам, механизмам тормозного оборудования грузового вагона и их типовых неисправностях, а также основных нормах и правилах по организации технического обслуживания тормозного оборудования грузовых (поездов) вагонов, порядке выполнения процедур при полном и сокращенном опробовании автоматических тормозов в поезде, порядке и правилах заполнения справки об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии, формы ВУ-45. Информационный блок стенда-тренажера позволяет получать справочную информацию о внешних признаках и характерных неисправностях тормозной системы по наиболее характерным неисправностям, влияющим на работу автотормозов грузового вагона.
- Контролирующим курсом, представляющим собой универсальный программный продукт, предназначенный для разработки контролирующих программ различной сложности. Программное обеспечение курса позволяет регистрировать обучаемых, проводить контроль знаний, а также вести протоколы ответов. Контроль знаний производится путем вывода на экран вопроса (в графическом, текстовом редакторе) и нескольких вариантов ответов. Ответ дается за фиксированный интервал времени. Формирование индивидуального задания осуществляется случайным образом. Полученная в результате опроса оценка заносится в ведомость, которая хранится в базе данных системы в недоступном для несанкционированного изменения виде.
- Электрифицированным макетом пневматической схемы автотормозов грузового вагона и локомотива, представляющим собой информационное поле, предназначенное для моделирования в режиме on-line процесса распространения воздушной волны в тормозной магистрали локомотива и грузового поезда (вагона), с визуализацией изменений показаний контрольных приборов, а также работы тормозной рычажной передачи вагона в динамике, соответствующей выполняемым операциям, отдельным процедурам порядка опробования автотормозов.
Организационная структура стенда-тренажера обеспечивает:
- Безусловную реализацию установленных видов опробования и проверки тормозов (Правила эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог: п.10, 10.1, 10.1.2):
- Полное опробование тормозов от локомотива, от стационарной компрессорной установки с автоматической регистрацией данных (автоматизированная система диагностики тормозов – АСДТ), от устройства зарядки и опробования тормозов с регистрацией модернизированного (УЗОТ-РМ);
- Сокращенное опробование тормозов – от локомотива.
Информационная база мультимедийного обучающего курса и контролирующего курса интегрирована с аппаратными средствами стенда-тренажера для обеспечения высокого уровня наглядности и контроля процесса обучения. Информационное поле стенда-тренажера оборудовано устройством отображения информации – сенсорным монитором, устройствами управления – клавиатура, мышь, а также средствами, моделирующими пневматическую схему автотормозов грузового поезда (вагона) и элементы рычажной передачи грузового вагона.
Рабочая зона стенда-тренажера обеспечивает решение информационных задач по обучению и контролю обучаемых.
При функционировании стенда-тренажера в режиме обучения специализированное программное обеспечение обеспечивает выполнение следующих задач:
Проведение полного опробования тормозов:
- выполнение операций полного опробования тормозов в целом;
- выполнение отдельных процедур – проверка целостности тормозной магистрали поезда;
- проверка плотности тормозной сети;
- проверка работы автоматических тормозов;
- проверка отпуска тормозов.
Проведение сокращенного опробования тормозов:
- выполнение операций в целом;
- выполнение отдельных процедур – проверка срабатывания тормозов;
- проверка отпуска тормозов.
При функционировании стенда-тренажера в режиме контроля специализированное программное обеспечение обеспечивает выполнение задач построения модели принятия решения на основе анализа внешних признаков и характерных неисправностей автотормозов грузовых вагонов.