Автотренажер предназначен для автошкол, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств категории "В". Также его использование возможно в специализированных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств, оборудованных спецсигналами.
Автотренажер разработан в соответствии с Примерной программой подготовки водителей транспортных средств категории "B", отвечает требованиям пожарной и электробезопасности, а также санитарных правил и нормативов.
Автотренажер позволяет:
- отрабатывать базовые моторные навыки управления типичным транспортным средством категории "В";
- изучать общие принципы управления транспортным средством категории "В" при разных метеорологических условиях и времени суток;
- изучать правила дорожного движения на практике без риска и амортизационных расходов, связанных с эксплуатацией реального учебного автомобиля, затрат на техобслуживание и горюче-смазочные материалы;
- проходить подготовку к сдаче первого этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "В" (на автодроме): движение осуществляется по замкнутому испытательному маршруту с последовательным прохождением контрольных упражнений;
- проходить подготовку к сдаче второго этапа практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "В" (в городе): движение осуществляется произвольно по всем оживленным улицам и дворам виртуального города, а не строго по определенным испытательным маршрутам;
- осуществлять автоматическую фиксацию ошибок обучающихся и сохранять статистические результаты тренировочных и экзаменационных заездов в персонифицированной базе данных;
- имитировать радиосвязь с диспетчером во время управления автомобилем.
Автотренажер позволяет отрабатывать следующие приемы контраварийного (экстремального) вождения:
- освоение габаритных упражнений и получение навыков распределения внимания;
- экстренное торможение, сокращение остановочного пути, маневрирование при экстренном торможении, применение антиблокировочной системы;
- выход из неуправляемого заноса и сноса (при гололеде, снеге, дожде, из ямы, на гравии и пр.);
- скоростное вождение;
- управление автомобилем на рефлексах, сформированных на основе знаний, умений, навыков, физиологических аспектов двигательной деятельности;
- маневрирование в критических ситуациях;
- силовое скольжение;
- сложные повороты;
- вкатывание.
Устройство автотренажера предусматривает стандартную компоновку рабочего места водителя и размещение органов управления транспортного средства категории "В".
Автотренажер интегрирован в кузов переднеприводного автомобиля ВАЗ на двухстепенной динамической платформе на пневмоприводах 2DoF, которая выполнена на базе комплектующих ведущего мирового производителя пневматического оборудования – компании Festo.
Динамическая платформа обеспечивает крен и тангаж в диапазоне ±15 градусов. Это дает возможность имитировать ощущения, которые испытывает водитель за рулем реального автомобиля в следующих ситуациях:
- при ускоренном движении, ускорениях, замедлениях, прохождении поворотов и столкновениях;
- при изменениях крена и тангажа автомобиля в зависимости от профиля дороги;
- при движении по неровностям дороги и грунта.
В конструкции динамической платформы предусмотрено ограждение из никелированных труб высотой 600 мм.
Активная рулевая система обеспечивает полную имитацию вождения и передает ощущения при сцеплении колес с дорогой и заносе автомобиля, а также дает возможность почувствовать вибрацию при движении по неровной дороге.
Автотренажер оснащен тремя сборно-разборными трапециевидными проекционными экранами с углом обзора 210 градусов, предназначенными для визуализации практических упражнений, и тремя мультимедиапроекторами. Также в системе визуализации автотренажера предусмотрены три синхронизированных ЖК-дисплея 7", моделирующие вид в зеркалах заднего вида.
Программное обеспечение автотренажера позволяет включать светосигнальные громкоговорящие устройства (СГУ), установленные на крыше кузова автотренажера и предназначенные для подачи световых и звуковых предупредительных сигналов, что дает возможность отрабатывать следующие навыки:
- выезд по тревоге;
- движение по населенному пункту, сельской местности, в условиях дорожного затора;
- движение к месту пожара по дворовым территориям;
- проезд перекрестков с включенным СГУ;
- возращение в пожарную часть.
Звукоряд обеспечивается акустической системой, интегрированной в корпус автотренажера.
Автотренажер оснащен системой локально-сетевого подключения, которая позволяет соединять все тренажеры данной модели в локальную сеть для совместного прохождения тренировочных или экзаменационных заездов в едином виртуальном пространстве.
Данная модель тренажера может быть объединена с другими моделями, производимыми нашей компанией, с целью совершения коллективных заездов как на автодроме, так и в городских условиях. Для того чтобы использовать данную возможность, рекомендуем приобрести модуль инструктора для тренажеров транспортных средств.
В комплект поставки входит беспроводная клавиатура, позволяющая инструктору управлять программным меню автотренажера и в процессе выполнения обучающимся упражнений задавать следующие неисправности транспортного средства:
- отказ работы усилителя руля,
- отказ тормозной системы,
- повышение температуры охлаждающей жидкости,
- падение давления масла в двигателе,
- неисправность генератора,
- отсутствие топлива,
- прокол колеса,
- экстренную остановку окружающих транспортных средств.
Программное обеспечение автотренажера на основе 3D-симуляции движения автомобиля с учетом физических параметров и динамики транспортного средства, а также свойств виртуальной окружающей среды предусматривает прохождение тренировочных и экзаменационных заездов на автодроме и в городе.
Программным обеспечением предусмотрена функция "Виртуальный инструктор", представляющая собой голосовое сопровождение, которое контролирует выполнение упражнений и информирует обучающихся о допущенных ошибках, например: "Вы проехали на запрещающий сигнал светофора". Громкость "Виртуального инструктора" регулируется встроенным блоком управления.
Автотренажер снабжен беспроводной системой автоматического распознавания "курсант/инструктор" для ограничения доступа к эксплуатации автотренажера в отсутствие инструктора и исключения выхода из строя вследствие некорректного использования.
Учебный видеофильм "Инструкция по запуску, эксплуатации и технике безопасности при работе на тренажере" предназначен для обучения правильной работе на тренажере. Электронный носитель информации содержит следующий обучающий материал:
- основные правила техники безопасности при работе на тренажере,
- инструкция по запуску,
- эксплуатация тренажера.
Конструктивные характеристики рабочего места автотренажера:
- кресло пассажира и водителя с регулировкой положения и наклона спинки;
- три сборно-разборных трапециевидных проекционных экрана с углом обзора 210 градусов, три мультимедиапроектора, три синхронизированных ЖК-дисплея 7";
- блокируемое и регулируемое по высоте динамическое рулевое колесо с действующим звуковым сигналом, функцией возврата в нейтральное положение и обратной связи при наезде на препятствие;
- активная обратная тяга рулевого колеса;
- педали сцепления, тормоза и акселератора;
- механическая 5-ступенчатая коробка передач и передача заднего хода;
- рычаг стояночного тормоза;
- подрулевой переключатель (рычаг включения стеклоочистителей, рычаг переключения указателя поворота и света фар), переключатели освещения и аварийной сигнализации;
- замок зажигания;
- ремни безопасности с датчиками фиксации положения;
- оригинальная панель приборов автомобиля ВАЗ.
Основные характеристики автотренажера:
- ролики с фиксаторами для транспортировки внутри помещения;
- стандартная компоновка рабочего места водителя транспортного средства категории "В";
- двухстепенная динамическая платформа на пневмоприводах;
- штатное электрооборудование автомобиля экстренной службы (МЧС);
- включение/выключение автотренажера нажатием одной кнопки;
- функция смены угла обзора ("поворот головы" виртуального водителя), позволяющая контролировать максимально большое пространство вокруг транспортного средства;
- функция смены камер вида;
- выбор погодных условий (дождя, снега, тумана, яркого солнца) и времени суток для прохождения заезда;
- наличие пешеходов на улицах виртуального города, которые являются полноценными участниками дорожного движения: ходят по тротуарам и пересекают проезжую часть;
- скопление осадков на ветровом стекле при отключенных стеклоочистителях (очищение ветрового стекла осуществляется включением стеклоочистителей);
- блокировка включения/выключения передачи в конструкции механизма выбора передач: без выжатой педали сцепления передачи не переключаются;
- имитация первого и второго этапов практического экзамена на получение права на управление транспортным средством категории "В";
- отработка приемов контраварийного (экстремального) вождения;
- система локально-сетевого подключения;
- беспроводная клавиатура с возможностью управления инструктором программным меню и неисправностями транспортного средства.